Различные составы (или колеры), которые используются для окрашивания поверхностей, готовят по разным рецептам, строго соблюдая последовательность операций. Все материалы, входящие в состав колера, предварительно должны просеиваться через сито. Готовый колер тоже процеживают через частое сито, в результате чего он становится более однородным по составу. Для того чтобы получить окрасочный состав нужного цвета, в него добавляют пигменты, но не сухие, так как они не всегда хорошо перемешиваются, и оставшиеся мелкие крупинки растираются под кистью, оставляя на окрашиваемой поверхности полосы. Поэтому пигменты предварительно разводят водой до сметанообразной консистенции, тщательно перемешивают, процеживают через мелкое сито и лишь потом вливают в приготовленный колер. Чтобы краска не пачкала руки и одежду, в нее при частом перемешивании вливают процеженный клеевой раствор. Перед этим нужно проверить цвет краски, для чего красят кусочек белой бумаги или стекла и сушат. Если необходимо, добавляют цветную пасту или раствор мела. В быту для окрашивания используют известковые, клеевые (меловые), цементные, водно-дисперсионные, масляные, эмалевые и другие составы.
Дают долговечные непачкающие покрытия и применяются для окраски оштукатуренных поверхностей — внутренних и наружных, кирпичных, бетонных, фасадов домов, стволов плодовых деревьев, подвалов, кухонь и других помещений с повышенной влажностью и т.д. Связующим средством в известковых красках является известь. Ее используют в виде теста, которое готовят так: известь-кипелку (комовую известь) или известь-пушонку (известь в порошке) заливают водой (гасят) из расчета 3-4 л воды на 1 кг извести-кипелки или 2 л воды на 1 кг извести-пушонки. В течение 20-30 минут раствор должен постоять. Гашеную известь процеживают через сито и разбавляют водой до нужной консистенции. В результате получается состав белого цвета — известковое молоко. Его нужно выдержать определенное время для полного гашения извести. После испарения части воды известь превращается в известковое тесто. Для получения известковых красок его нужно выдержать не менее месяца. Гашеная известь является не только связующим веществом, но и белым пигментом. Для получения красок других цветов добавляют, как уже указывалось, цветные пигменты. При этом следует знать, что известь обладает сильными, подобными щелочным, основными свойствами и может смешиваться только со щелочестойкими пигментами, такими, как сажа, жженая кость, охра, умбра, сиена, сурик, мумиё и т.д.
Краска на известковом тесте с поваренной солью. Состав: 3 кг известкового теста, 100 г соли поваренной, 400 г (в среднем) цветного пигмента. Приготовление. Известковое тесто разводят в 5—6 л воды, добавляют туда поваренную соль, растворенную в 0,5 л воды, и все перемешивают. Добавив воду до 10 л, получают белый колер. Для того чтобы получить цветной колер, в белый состав добавляют замоченный в воде цветной пигмент и старательно перемешивают.
Краска на извести-кипелке с поваренной солью. Состав: 1,5 кг извести-кипелки, 100 г поваренной соли, около 400 г пигмента по цвету. Приготовление. В отдельной посуде в пол-литра воды растворяют соль. Гасят известь, во время гашения вливают раствор соли и перемешивают. Потом процеживают через частое сито, добавляют водой до рабочей густоты и получают белый колер (краску белого цвета). Цветной колер получают, добавляя замоченный пигмент и тщательно перемешивая его.
Краска на извести-кипелке с олифой. Состав: 1,5 кг извести-кипелки, 50—100 г олифы, около 400 г пигмента по цвету. Приготовление: в известь-кипелку во время ее гашения вливают олифу, все хорошо перемешивают процеживают, добавляют воду до рабочей густоты и получают белый колер. Добавив замоченный цветной пигмент, получают цветную краску.
Теперь о некоторых деталях технологического характера. Известковые краски имеют тот недостаток, что они бывают лишь светлых тонов, поскольку в них можно добавлять не все пигменты. Так как весьма непросто приготовить краску желаемого цвета, то разумно разводить его сразу с избытком. В рецептах даются средние количества пигмента и воды. Реальные величины зависят от интенсивности пигмента и жирности извести. Густоту известковых красок определяют по окрашиванию выструганной палки. Если краска неплотно покрывает поверхность палки, а кое-где остаются просветы, то в нее нужно добавить мел или меловую пасту, а при чрезмерной густоте — воду. Красить известковыми красками лучше всего в пасмурный безветренный день, в жару же с этими составами лучше не работать. То же можно сказать и о дожде и морозе — в такое время также не следует пользоваться известковыми красками. Избыток пигментов делает красочное покрытие непрочным. Грунтование желательно проводить кистями: сначала кисть ведут в горизонтальном направлении, при окрашивании — в вертикальном.
Нормы расхода материалов на 10 м2 поверхности для проведения одной грунтовки по штукатурке: на 3 л воды — 450 г негашеной извести, 55 г хозяйственного мыла, 45 г олифы. Чтобы окрасить 10 м2 поверхности, нужно:
Материалы
| по штукатурке
| по карнизу и на фасадах
|
Известь негашеная | 1,8 кг | 2,3 кг |
Пигменты сухие | 40 г | 60 г |
Соль поваренная | 120 г | 170 г |
Вода | 8 л | 12 л |
Готового огрунтовочного состава на 1 м2 поверхности расходуется: по штукатурке и дереву — 0,3 л; по кирпичной кладке — 0,45 л. Известковой краски идет на одно покрытие: по штукатурке и дереву — 0,4 л; по кирпичу — 0,57 л.
Клеевые (меловые) составы также готовятся непосредственно перед окраской. Применяются они только для внутренней отделки помещений — оштукатуренных или облицованных сухой штукатуркой поверхностей. Клеевые краски дают непачкающиеся покрытия, но они подвержены воздействию влаги и погодных факторов, а также хрупки. Клеевые краски (колеры) бывают белые, состоящие из одного мела, и цветные, в состав которых входят кроме того, один или несколько пигментов. Белый окрасочный состав, используемый для побелки помещения, готовят следующим образом. Состав: мел молотый просеянный — 1 кг, пигмент ультрамарин — 30—35 г, клей столярный плиточный — 60—80 г, вода — до получения рабочей консистенции (около 3 л). Приготовление: в воде отдельно замачивают сухие пигменты и мел, доводя их до сметанообразного состояния. Размешав раствор пигментов, его просеивают через частое сито и добавляют небольшими порциями до получения ожидаемого цвета. Если пигментов несколько, каждый из них замачивается в воде отдельно и вливается в мел мелкими порциями. Густота краски считается подходящей, если она полностью покроет опущенную в нее обструганную палку и будет стекать с нее ровной струей. Если же на палке образуются просветы, в краску следует добавить мел и пигменты. Клеевую краску наносят теплой — тогда она лучше сходит с кисти. Второй слой наносят при более низкой температуре.
Состав клеевой краски Н, кг
Состав 1 | Состав 2 | ||
Клей | 0,12 | 0,03 | |
Мел | 3 | 3 | |
Пигменты | до заданного цвета | ||
Мука | – | 0,09 | |
Вода | до рабочей вязкости |
В таблице 16 приведен примерный расход материалов на 10 м2 поверхности при окрашивании клеевыми красками. В качестве белого пигмента применяют отмученный мел. В белые краски добавляют пигмент ультрамарин, чтобы удалить желтый оттенок природного мела.
Таблица 16
Материал, г | Окраска | ||
простая | улучшенная | высококачественная | |
Мел просеянный | 1800 | 2500 | 6200 |
Клей | 75 | 100 | 200 |
Пигменты сухие | 10-170 | 10-190 | 10-250 |
Медный купорос | 50 | 80 | 170 |
Мыло 40%-ное | 50 | 80 | 160 |
Олифа | 40 | 60 | 90 |
Пемза для зачистки шпатлевки | 40 | 80 | 120 |
Вода | по необходимости |
Чтобы краска не пачкала руки, одежду и т.д. (не «отмеливалась»), в нее при тщательном перемешивании вливают клеевой раствор («заклеивают»). Делают это маленькими порциями, тщательно проверяя заклейку: на стекло или жесть наносят хорошо перемешанный колер и дают ему подсохнуть. Если краска будет отмеливаться, клей надо добавить. Такая краска называется недоклеенной. При избытке клея краска не отмеливается, но поверхностная пленка ее может растрескаться. Поэтому надо избегать «перебора» клея. В таблице 17 даны нормы расхода материалов на 10 м2 поверхности для выполнения отдельных операций один раз.
Таблица 17
Материал, г | Грунтовка | Шпатлевка купоросная | Краска купоросная |
Клей столярный | 25 | 40 | 50 |
Мыло хозяйственное | 40 | 30 | – |
Купорос медный | 40 | 30 | – |
Мел молотый | 350 | 1800 | 2000 |
Олифа | 15 | 20 | – |
Пигменты сухие | – | – | 10-190 |
Вода | по потребности |
Заклейка проверяется следующим способом: подсушенный колер слегка трут ладонью. Если он не отмеливается или отмеливается весьма слабо, то краска заклеена правильно, а если от трения на ней появляются блестящие полосы, она «лоснится», то нужно добавить воды. Водные краски лучше заклеивать растительными клеями — крахмальным клейстером или клеем КМЦ. Тогда поверхность получается более ровной и качественной. К готовой краске нельзя добавлять сухие пигменты — они должны быть замоченными или замешанными на клею. Случается, что краска меняет цвет из-за оседания пигментов, причем чем более жидкой она является, тем вероятнее и быстрее произойдет оседание. Во избежание этого краски готовят в виде паст и хранят в незаклеенном виде. Непосредственно перед использованием их заклеивают и разводят до нужной вязкости.
Сначала готовят обычный белый требуемой консистенции и две-три цветные пасты. В белый колер сначала добавляют пасту основного цвета и тщательно перемешивают. После этого небольшими порциями добавляют пасту другого, после нее — третьего цвета, систематически контролируя цвет. Получив ожидаемый цвет, колер заклеивают. Таблица 18 содержит нормы расхода материалов на 1 м2 поверхности при составлении сложных цветных красок (массы материалов даны в граммах). При повторной огрунтовке и шпатлевке расход материалов уменьшается в среднем на 30%.
Это суспензии щелочестойких пигментов и наполнителей (обычно мела или краски марки А) и бората кальция (марки Б) в водном растворе жидкого стекла. Эти краски образуют атмосферостойкую прочную пленку, предназначены для окрашивания оштукатуренных, кирпичных, бетонных наружных поверхностей (реже внутренних), хорошо защищают древесину от возгорания. Силикатные краски нельзя наносить на старые и грязные поверхности. Перед окрашиванием последние необходимо очистить от грязи, старой краски, тщательно промыть водой, устранить дефекты — тем же раствором, каким изготовлена штукатурка, или же цементным раствором по кирпичу и камню. Высушив отремонтированную поверхность, приступают к ее окраске. Огрунтовку следует выполнять тем же окрасочным составом, но более жидким. Состав силикатных красок: смешать 1 кг сухой готовой краски и жидкого калиевого стекла до получения необходимой вязкости. Приготовление: жидкое калиевое стекло разводят водой до удельной массы 1,14 г/см3 — для первого слоя и до 1,18 г/см3 — для второго и третьего, это стекло вливают в сухую краску, тщательно перемешивают, разбавляют водой до необходимой густоты и процеживают сквозь частое сито. Средний расход силикатной краски — 350 г/м2.
Представляют собой смесь белого портландцемента со щелочестойкими пигментами и добавками извести, хлористого кальция, улучшающих качества краски: схватывание, эластичность, адгезию, водоотталкивающие свойства. Поскольку эти краски устойчивы к атмосферным факторам, их применяют для наружной окраски оштукатуренных, кирпичных, бетонных, каменных и иных поверхностей.
Имеют большие преимущества по сравнению с клеевыми и другими красками и являются одними из наиболее популярных лакокрасочных материалов, соперничая с масляными красками. Поскольку их разводят водой, они не токсичны. Поверхности, окрашенные этими составами, «дышат», их можно мыть. Водно-дисперсионные краски состоят из мельчайших частичек пластмассы, взвешенных в воде. При испарении эти частички образуют очень прочную и эластичную пленку. Раньше эти краски назывались «эмульсионными» и их маркировка начиналась с буквы Э (например, Э-ВА-17, Э-ВА-27 и т. д.). Современное название — «водно-дисперсионные», и соответственно маркируются они буквами ВД: ВД-АК-111, ВД-ВА-17 и т. д. В этом разделе для краткости мы будем слово «водно-дисперсионные» обозначать буквами ВД. ВД-краски выпускаются для наружных и внутренних работ и для любых поверхностей. Они быстро сохнут, дают приятную матовую пленку, имеющую хорошие эксплуатационные свойства. Случайные капли этой краски легко удаляются тряпкой, а инструмент отмывается теплой водой. ВД-краски можно наносить на влажные поверхности, тогда как масляные — только на сухие. Перед окраской надо очистить поверхности от пыли и прочих загрязнений; затем их шпатлюют и грунтуют. Окрашивают поверхности ВД-красками кистью, валиком или краскораспылителем. Перед нанесением краску хорошенько перемешивают и разбавляют водой. Для подцветки красок можно использовать только специальные колерные пасты или гуашь. В эту краску нельзя вводить сухие пигменты и наполнители или смешивать с красками на другой основе. ВД-краски недопустимо наносить на поверхности, обработанные клеевыми, купоросными или квасцовыми грунтовками, поскольку через 2—3 часа такое покрытие отстанет от клеевой грунтовки, а на купоросной или квасцовой станет пятнистым. Перед нанесением ВД-краски клеевые набелы нужно тщательно очистить скребками и промыть поверхность 40%-ным содовым раствором. Окрашивание ВД-красками производится при температуре не ниже 5 °С. Средний расход ВД-красок на 1м2 поверхности составляет 200—300 г (в два слоя). Первый слой сохнет в течение часа, после чего можно наносить второй. У водно-дисперсионных составов имеются определенные недостатки: 1) низкая морозостойкость; 2) низкая (по сравнению с другими красками) водо- и атмосферостойкость, из-за чего ими не следует окрашивать помещения с повышенной влажностью.
Применяется для окраски наружных деревянных поверхностей, обладает повышенной прочностью, так как в нем содержится высыхающее масло или олифа. Шведская краска пригодна и для окраски оштукатуренных поверхностей. Без пигмента из-за присутствия медного купороса она имеет желтоватый цвет. Цвет краски можно изменить, добавив вместо сурика охру, мел с сажей либо перекись марганца. Шведской краской поверхности окрашивают без предварительной огрунтовки. Состав шведской краски таков: 240 г олифы или растительного (льняного либо конопляного масла), 580 г ржаной муки, 260 г железного купороса, 260 г поваренной соли, 260 г железного сурика, примерно 4,5 л воды (количество воды, как и ранее, определяется ее массой, необходимой для доведения состава до рабочей густоты). Из муки и 3 л воды готовят клейстер, процеживают его сквозь частое сито и, не снимая с огня, всыпают железный купорос и поваренную соль. Это «месиво» кипятят при постоянном помешивании до полного растворения кристаллов купороса. После этого всыпают сурик (или мумиё) и все перемешивают. В полученный раствор, все так же непрерывно помешивая, маленькими порциями вливают масло или олифу и получают однородную массу, которую надо разбавить до рабочей густоты. Поскольку эта краска постепенно густеет, ее сразу по приготовлении надо пускать в дело. Расход шведской краски составляет 200—300 г/м2.
Это перетертые смеси пигментов, наполнителей и олиф. Они выпускаются густотертыми и готовыми к применению. Густотертые краски отличаются от готовых консистенцией и представляют собой пасты. Перед применением их разводят до необходимой густоты олифой (натуральной или полунатуральной). Если краска перетерта на алкидных олифах (глифталевой или пентафталевой), то она называется алкидной. Впрочем, сейчас под алкидными часто понимаются и масляные, и алкидные краски. Масляные и алкидные краски, готовые к применению, получают путем разбавления олифой густотертых красок с введением сиккатива и добавок (или без них). Готовые краски используют для отделочных работ, а также для окрашивания деревянных и металлических поверхностей. Приведем примеры марок готовых к применению масляных и алкидных красок. Белила цинковые: для наружных работ — МА-1К (11Н), МА-15 (15Н), ГФ-13 (13Н), ПФ-14 (14Н); для внутренних работ — МА-22 (22Н). Эти краски представляют собой пастообразные вещества, состоящие из сухих цинковых белил с наполнителем затертых на олифе или растительном масле с добавками (или без оных). Применяются для окрашивания по металлу, древесине и штукатурке внутри и снаружи помещений. Белила литопонные для внутренних работ МА-21 (21Н), МА-25 (25Н), МА-22 (22Н). Это пасты, состоящие из сухих литопонных белил или их смеси с наполнителем, затертых на олифе, с добавками или без них. Этими красками окрашивают различные внутренние поверхности, не подвергающиеся экстремальным температурным и химическим воздействиям. Цветные краски для работ: наружных — МА-11, МА-16, ГФ-13, внутренних — МА-21 (22,15), КС-29 (29 К). Железный сурик, мумиё, охра для наружных работ — МА-11 (15), ГФ-13, ПФ-14. В случае необходимости масляные и алкидные составы разбавляют олифой, скипидаром, уайт-спиритом — до 3%. Если ввести большое количество растворителя, то ухудшаются защитные свойства покрытия, повышается пористость, уменьшается блеск.
Белую масляную краску готовят из белил и олифы; цветные — путем смешивания двух-трех красок, затем доводят до рабочей густоты и процеживают. Цвет определяют по выкраске, наносимой на кусок картона, фанеры или жести, причем без сушки. Правильно приготовленная масляная краска быстро растекается, растушевывается тонким слоем без непрокрашенных полос и следов кисти. Окраску можно выполнять простую, улучшенную и высококачественную. Для каждого типа окраски и каждого вида поверхности расход используемых материалов будет свой. В двух следующих таблицах 19 и 20 приведен расход материалов на 10 м2 поверхности для окрашивания при выполнении комплекса работ (шпатлевка, подмазка, проолифка, огрунтовка: таблица 19 — по дереву, таблица 20 — по штукатурке и для окраски металлической кровли).
Таблица 19
Материал, г | Простая окраска | Улучшенная окраска | Высококачественная окраска | |||
стены | полы | стены | полы | стены | полы | |
Олифа | 1700 | 1500 | 2100 | 3400 | 3300 | 5300 |
Белила тертые | 1400 | 200 | 1600 | 650 | 2000 | 650 |
Краски тертые | 310 | 1000 | 310 | 1100 | 310 | 1200 |
Мел молотый | 225 | 150 | 2000 | 3500 | 3000 | 5200 |
Клей столярный | 5 | 5 | 10 | 10 | 10 | 15 |
Мыло хозяйственное | 5 | 10 | 10 | 35 | 15 | 50 |
Пемза для шлифовки | – | – | 100 | 100 | 100 | 100 |
Таблица 20
Материал, г | Простая окраска | Улучшенная окраска | Высококачественная окраска | Окраска кровли | |
За один раз | За два раза | ||||
Олифа | 1600 | 2600 | 4000 | 700 | 1300 |
Белила тертые | 1500 | 1800 | 2000 | 152 | 156 |
Краски тертые | 250 | 150 | 150 | 280 | 300 |
Сурик железный тертый | – | – | – | 1850 | 2200 |
Мел молотый | 210 | 2700 | 4000 | – | – |
Клей столярный | 5 | 15 | 25 | – | – |
Мыло хозяйственное | 5 | 15 | 20 | – | – |
Пемза для шлифовки | – | 100 | 150 | – | – |
В таблице 21 приведен расход материалов при выполнении отдельных операций окраски оштукатуренных и деревянных поверхностей.
Таблица 21
Операции | Наименование материалов, г | По дереву и штукатурке | Полы | ||
Проолифка сплошная | Олифа | 800 | 800 | ||
Краска | 70 | 70 | |||
Олифа | 570 | 1200 | |||
Первая сплошная шпатлевка | Клей столярный | 12 | 25 | ||
Мыло хозяйственное | 12 | 25 | |||
Мел молотый | 2000 | 3300 | |||
Олифа | 310 | 700 | |||
Вторая сплошная шпатлевка | Клей столярный | 8 | 16 | ||
Мыло хозяйственное | 8 | 16 | |||
Мел молотый | 1200 | 1700 | |||
Олифа | 280 | – | |||
Третья сплошная шпатлевка | Клей столярный | 5 | – | ||
Мыло хозяйственное | 5 | – | |||
Мел молотый | 1100 | – | |||
Олифа | 300 | 300 | |||
Огрунтовка | Белила тертые | 350 | 350 | ||
Краски тертые | 50 | 50 | |||
Окраска белилами с добавлением колера по грунтовке |
| 1-й раз | 2-й раз | 1-й раз | 2-й раз |
Простая | Олифа | 340 | 500 | 400 | 600 |
Белила тертые | 1300 | 1350 | 120 | 30 | |
Краски тертые | 230 | 100 | 600 | 300 |
Это суспензии пигментов или их смесей в лаках, образующие после высыхания непрозрачную твердую пленку — глянцевую, матовую или иную. По своим свойствам и характеристикам (твердость, эластичность, водонепроницаемость и т.п.) эмали превосходят масляные и воднодисперсионнные краски. Выпускают эмали в готовом для употребления виде и под различными названиями. При длительном хранении они имеют свойство густеть, поэтому их приходится иногда разбавлять различными растворителями. Помимо собственно эмалей, также в готовом к применению виде выпускают эмалевые краски, которые состоят из пигментов, перетертых с синтетическими или масляными лаками. Такие краски бывают алкидные, эпоксидные и другие. Они сохнут довольно медленно (сутки и более). И эмали, и эмалевые краски называют иногда общим словом «эмали», и применяются они для наружных и внутренних работ по древесине, штукатурке и металлу. Наносят эмали кистью валиком или краскораспылителем на сухую, чистую без отслоившейся старой краски и жировых пятен поверхность. При новой окраске деревянные поверхности рекомендуется загрунтовать и наносить эмаль в два слоя. При повторной окраске наносят один или два слоя, в зависимости от состояния поверхности. Дадим краткие характеристики некоторым распространенным видам эмалей.
Эмаль ГФ-230 (глифталевая). Это эмаль общего назначения; применяется для внутренних работ (кроме окраски полов). Перед применением разводится до малярной консистенции уайт-спиритом, скипидаром или их смесью. Существует 21 цветовой вариант этой эмали. Расход на 1 м2 (т.наз. укрывистость краски или эмали) зависит от цвета и составляет 30—130 г/м2. Наносится эмаль ГФ-230 кистью, валиком или краскораспылителем. Сохнет в течение суток. Эмаль ПФ-13 (пентафталевая). Применяется для окраски предварительно огрунтованных деревянных или металлических поверхностей в два слоя. Перед использованием эту эмаль разбавляют до малярной консистенции ксилолом, сольвентом либо смесью любого из них с бензином. Выпускается 15 цветов эмали. Наносят ее на поверхность кистью или краскораспылителем. Сохнет 1,5—2 часа. Укрывистость составляет 10-120 г/м2. Эмаль ПФ-115. Ее функция — защита дерева, металла и иных материалов, которые подвержены атмосферным воздействиям. Наносят в два слоя. Перед применением эмаль нужно разбавлять до малярной густоты уайт-спиритом, скипидаром либо их смесью (1:1). Эта эмаль бывает 24 цветов. Наносится кистью или краскораспылителем. Сохнет от 8 до 24 часов.
Эмалью ПФ-223 окрашивают деревянные и металлические поверхности, с огрунтовкой или без нее. Разбавляют ее бензином, растворителем, ксилолом, сольвентом или их смесью. Гамма цветов эмали насчитывает 17 вариантов. Расход на 1 м2 — 20—240 г. Время высыхания — 30-36 часов. Эмалью ПФ-253 покрывают полы. Разбавляют скипидаром или бензином-растворителем. Сроки высыхания зависят от температуры и толщины нанесенного слоя. Эмаль ПФ-1126 выпускается шести цветов и продается вместе с сиккативом НФ-1, ускоряющим отвердевание покрытия. Разбавляют уайт-спиритом. Перед окраской поверхность предварительно грунтуют разбавленной эмалью. Наносится эмаль кистью или валиком в два слоя, с интервалом между покрасками в 30 минут — этого времени достаточно, чтобы высох первый слой.
Эмали ГФ-230 и ПФ-560. Условия подготовки выдержки, разбавления те же, что и для эмали ПФ-1126. Помимо уайт-спирита, эти эмали разбавляют скипидаром. Для окраски столярных изделий (окон, дверей) предназначена белая эмаль ПФ-14. Она не стекает с вертикальных поверхностей, легко наносится кистью или валиком в один слой и сохнет при комнатной температуре за полчаса. Эмаль для пола ПФ-266 имеет преимущество перед красками того же назначения (ПФ-253): она более водостойка, износостойка, тверда, более экономна в расходовании и времени высыхания. После высыхания получается блестящая поверхность. Эмаль ФЛ-254 также используется для окраски пола. Превосходит пентафталевые эмали для пола по твердости, износостойкости, скорости высыхания и блеску.
стойки к действию щелочей, хорошо выдерживают температурные перепады, защищают металлические поверхности от коррозии. Ими можно красить бумагу, картон, дерево, стекло, металл, свежую штукатурку и бетон, а также пластмассы. Поэтому ими покрывают арматуру, трубы, радиаторы отопления, полы из линолеума. Поверхности перед окрашиванием необходимо грунтовать. Время высыхания эмалей КО — два часа. В магазинах можно приобрести следующие кремнийорганические эмали. КО-168 — белого, желтого, красного, синего, зеленого и коричневого цветов. КО-1112 — белого, желтого, голубого, коричневого, зеленого, бирюзового цветов. КО-835А — аэрозоль.
Эмали КО-168 и КО-1112 разбавляют растворителями Р-4, Р-5, № 646. Наносят КО-эмали кистью либо краскораспылителем в два слоя. Следует помнить, что КО-эмали токсичны, и при работе с ними надо быть осторожным. В нитрокрасках и нитроэмалях пигмент растирается на нитролаках. Они очень быстро сохнут, дают глянцевую износостойкую пленку, не боящуюся атмосферных воздействий. Нитролаки НЦ-25, НЦ-132 обычно наносят краскораспылителями, поскольку сохнут они 1-3 часа. Эмаль НЦ-132 наносят кистью, в то время как НЦ-132П — только краскораспылителем. Эти две нитроэмали используются для окрашивания оконных и балконных переплетов, дверей, металлических поверхностей. Перед окраской такие поверхности выравнивают нитроцеллюлозными шпатлевками НЦ-007, НЦ-008. Нитроэмали разводят такими растворителями: НЦ-25 — растворителями № 645—647; НЦ-125К — растворителем № 649; НЦ-132А — растворителем №646.
Источник: www.mukhin.ru