НПО "Ладога" – производитель ЛКМ

+7-812-213-11-05

классификация лакокрасочных материалов

Классификация и маркировка лакокрасочных материалов. Грунтовки и шпатлевки.

Прежде чем приступить к побелке и окраске, поверхность необходимо подготовить — прогрунтовать, чтобы обеспечить равномерное впитывание краски и лучшее ее сцепление. Грунтовка, как уже говорилось, — это лакокрасочный связующий материал, наносимый на выровненную поверхность первым слоем и обладающий меньшей вязкостью, чем окрасочные составы (пленки). В грунтовке может содержаться небольшое количество пигмента. Если окрасочный состав наносится непосредственно на грунтовку, то в качестве нее целесообразно использовать этот же окрасочный состав, но разжиженный разбавителем. Большинство грунтовок имеет конкретное назначение: под клеевую, известковую или под масляную окраску. Существуют и универсальные грунтовки.

 

Грунтовка под известковую окраску. 

1. На 10 л состава берут 2,5 кг жирного известкового теста, 100 г поваренной соли. В 5 л холодной воды тщательно размешивают известковое тесто. Соль растворяют в 2 л горячей воды. Раствор соли вливают тонкой струйкой в разведенное известковое тесто, хорошенько перемешивают и разбавляют водой до 10 л. Приготовленный состав надо процедить через сито с отверстиями не более 1х1 мм. 2. Лучшие по качеству грунтовки готовятся на извести — кипелке или известковом тесте с добавлением мыла и олифы. Такие грунтовки называются «мыловаром». Мыловар можно использовать как под известковые, так и под клеевые краски. Готовят мыловар так: 200 г 40%-ного хозяйственного мыла нарезают мелкими стружками, растворяют в 2—3 л кипящей воды, после чего в раствор при энергичном помешивании вливают олифу «Оксоль» (0,03—0,1 кг). Мыльно-масляный раствор медленно вливают в гасящуюся в 5 л воды известь (2 кг) или известковое тесто и как следует перемешивают до получения однородной массы. После этого смесь разбавляют холодной водой до 10 л и процеживают через сито. Правильно приготовленная грунтовка не содержит на поверхности капель олифы. Если грунтовка-мыловар будет применяться под клеевую краску, в нее необходимо добавить щелочестойкие пигменты. Грунтовка-мыловар на известковом тесте приготавливается по такому рецепту: 2—3 кг известкового теста, 200 г хозяйственного мыла (40%-ного), 100 г олифы; мыло растворяют в 2—3 л кипящей воды; в эту мыльную воду добавляют, тщательно перемешивая, олифу; полученную смесь вливают в известковое тесто, тщательно перемешивают, разбавляют водой до 10 л и процеживают сквозь сито. Для грунтовки сильно закопченных (пожелтелых) поверхностей грунт-мыловар готовится по любому из приведенных выше рецептов, но увеличивают количество хозяйственного мыла до 400 г, а олифы — до 300-400 г на 10 л состава.

Грунтовка под клеевую и эмульсионно-клеевую окраску (купоросная). 

Состав 1. Медный купорос (0,2—0,25 кг) растворяют в эмалированной или деревянной посуде в 3 л горячей воды. В клееварке в 2 л воды растворяют предварительно замоченный и набухший костный (столярный) клей (0,2 кг сухого) и вливают в него растворенное в отдельной посуде хозяйственное 40%-ное мыло (250 г). В горячий мыльно-клеевой раствор при интенсивном перемешивании вливают олифу «Оксоль» в количестве 20—30 г. В полученную эмульсию, постоянно перемешивая, тонкой струйкой вливают слой медного купороса, засыпают мел (2—3 кг) и доводят водой до 10 л. В результате получается однородная зелено-голубоватая суспензия, которую процеживают через сито и используют в горячем виде (при температуре +50—60 °С). Грунтовку нельзя готовить и хранить в металлической посуде, так как она способна приводить к коррозии. Для смягчения грунтовки и повышения ее способности к нанесению в нее добавляется мел, который вводится осторожно, так как горячий раствор может вспениться. Олифа улучшает эластичность грунтовки. И еще следует помнить: нарушать приведенную последовательность операций приготовления грунтовки надопустимо. Состав 2. Эта грунтовка для клеевой и эмульсионной окраски наносится на стену или потолок в два приема. Вначале поверхность обрабатывают купоросной травянкой, имеющей следующий состав: а) для старой штукатурки — 500 г медного купороса и 250 г столярного клея на ведро воды; б) для новой штукатурки — 400 г медного купороса и 250 г столярного клея также на ведро воды. Предварительно измельченный медный купорос растворяется в горячей воде, и в него добавляется отдельно сваренный клей.

Купоросная травянка обеспечивает ровное покрытие и долговечность покраски. Она наносится на поверхность маховой кистью вертикальными взмахами. Второе покрытие производится грунтовкой, состоящей из 700 г медного купороса, 300 г хозяйственного мыла, 200 г столярного клея и 100 г натуральной олифы на одно ведро воды (для новой штукатурки количество купороса равно 500 г). Купоросную грунтовку хранят в деревянной или глиняной посуде. Мел в количестве 2,5 кг на ведро добавляется только перед употреблением, в противном случае грунт через сутки потеряет свои качества. Засыпается мел в холодную смесь купороса, клея, мыла и олифы, которую готовят так: в посуду наливают 1 л воды, добавляют мелко растолченный клей и настроганное мыло. После этого всю массу кипятят до полного растворения. Затем при интенсивном перемешивании добавляют тонкой струйкой олифу. Полученную смесь сливают в растворенный купорос. При нанесении грунта на стену (горизонтальными полосами) его необходимо постоянно перемешивать, чтобы грунт не оседал на дно.

Масляные грунтовочные составы.

Подразделяются на подкрашенные пигментами олифы, используемые для первого грунтования (проолифки) поверхностей, и на жидко разведенные масляные краски, используемые для грунтования прошпатлеванных поверхностей. Чистая (без пигментов) олифа применяется для бесцветной грунтовки хорошо впитывающей древесины (сосны) или гипсовой штукатурки. Применяется также олифа, разбавленная эталонным бензином и скипидаром либо их заменителями. Такой олифой грунтуют менее пористые материалы — дуб или известковую штукатурку. Цветная грунтовка представляет собой первичную покраску масляными красками, разбавленными скипидаром, уайт-спиритом, олифой. Такая грунтовка олифой или разбавленными красками обязательна при окраске чистой пористой древесины или штукатурки. Пигмента или краски (охры, сурика, мумиё) берут до 10% от веса олифы и все тщательно перемешивают. Чтобы олифа лучше и глубже проникала в деревянные и оштукатуренные поверхности, ее подогревают, добавляют пигменты и олифят 1—2 раза до полного заполнения пор. После высыхания первого слоя олифят второй раз. Под масляную краску чаще олифят один раз, нанося грунтовку тонким слоем без пропусков и потеков.

Состав для проолифки: 1 кг олифы, 50-100 г сухого пигмента или тертой краски. Улучшенная окраска получится, если поверхность проолифить, зашпатлевать, затем по шпатлевке опять проолифить и загрунтовать. Гораздо экономичнее и быстрее вместо проолифки проделать огрунтовку жидкой краской того же цвета, что и основной колер.

Состав для огрунтовки: 1кг олифы, 600—1200г густотертой масляной краски. Олифу вливают в краску, тщательно перемешивают и процеживают через частое сито. Грунтовки наносят сплошным тонким слоем и высушивают. Слой грунтовки повторяет профиль поверхности, поэтому имеющиеся отдельные неровности выравнивают, сглаживают шпатлевкой. В продажу поступают и готовые шпатлевки:

грунтовка гф 021 купить в СПб Омске Симферополе

ГФ-021— для подготовки поверхностей деревянных изделий и черных металлов;




грунтовка гф 031 купить в СПб в Омске в Симферополе

ГФ-031, ГФ-032 — для защиты изделий из стали и легких сплавов;




грунтовка гф 0119 купить в СПб в Омске в Симферополе

ГФ-0119 — для металлических и деревянных поверхностей под покрытия различными эмалями; ГФ-20 — для грунтования деревянных и металлических поверхностей.

 

 

Шпатлевки.

Это отделочные составы для выравнивания поверхностей, подлежащих окраске. Мелкие трещины, царапины, раковины и т.п. на поверхностях заделывают подмазкой. Она, в отличие от шпатлевки, не дает усадки и обладает повышенной адгезией. В зависимости от вида используемой краски шпатлевки делятся на гипсовые, клеевые, масляные и лаковые. Для их приготовления используют хозяйственное мыло, просеянный гипс, мел, олифы, лаки, клей — столярный, животный, мучной — и другие материалы. Подмазка гипсомеловая под клеевую краску: гипс — 1 кг; мел — 2—3 кг; 2— 5%-ный клеевой раствор. Просеянные гипс и мел перемешивают и насыпают тонкой струей в посуду с клеевым раствором, тщательно все перемешивают до однородного состояния. Густоту регулируют добавками порошка гипса и мела или клеевого раствора.

Купоросная подмазка: 1 кг гипса просеянного, 2 кг мела просеянного, эмульсия, разведенная до рабочей густоты. Эмульсию готовят так: берут 1 л купоросной грунтовки (см. выше), добавляют в нее 150 г клеевого раствора 10%-ной крепости и все перемешивают. Эмульсию наливают в посуду, туда же тонкой струей всыпают смесь гипса с мелом и тщательно перемешивают до однородного состава. Густоту подмазки регулируют добавлением смеси или эмульсии.

Подмазки под масляную краску. 1. Масляно-клеевая подмазка служит для выравнивания неглубоких неровностей. Она имеет вид пасты, пластична, ее легко можно намазать очень тонким равномерным слоем. Состав: 1 кг олифы, 100 г раствора столярного клея 10%-ной крепости, 2—3 кг мела просеянного (до рабочей густоты). Приготовление: в горячий клеевой раствор тонкой струей вливают олифу, тщательно перемешивают, в результате чего получается эмульсия; в нее также тонкой струей добавляют мел, и все хорошенько перемешивают. Густоту подмазки регулируют добавлением мела или эмульсии. 2. Лаковая подмазка. Состав: 1 кг шпатлевочного лака, 100 г 10%-ного раствора столярного клея, 2,5-3 кг просеянного мела. Приготовление: смешав лак с раствором столярного клея, получают эмульсию, в которую добавляют мел до рабочей консистенции и все хорошенько перемешивают.

Шпатлевка под клеевую окраску. Прежде всего сделаем замечание, касающееся всех шпатлевок. Под клеевую и масляную окраску применяются различные по составу и технологии приготовления шпатлевки. Для масляных и лаковых шпатлевок мел должен быть тонким — это повышает их качество. По густоте шпатлевки должны быть похожи на рыхлое тесто, слишком густые трудно разравниваются. Состав (шпатлевки под клеевую окраску): 1 кг 10%-ного клеевого раствора, 25 г олифы, около 2,5 кг просеянного мела. Приготовление: в горячий клеевой раствор вливают олифу и перемешивают до образования однородной эмульсии, затем при постоянном помешивании добавляют мел в таком количестве, чтобы получить шпатлевку нужной густоты.

Клеевая шпатлевка с мылом. Состав: 1 кг клеевого раствора (10%-ного), 25 г олифы, 15 г мыла, просеянный мел. Приготовление: мыло мелко строгают, кладут в горячий клеевой раствор и мешают до тех пор, пока оно полностью не растворится и получится однородная эмульсия. В эту эмульсию (горячую!) тонкой струей добавляют олифу и перемешивают до получения однородной мыльно-масляно-клеевой эмульсии, на которой замешивается тонко просеянный мел. Благодаря мылу шпатлевка легче разравнивается по поверхности.

Клеевая шпатлевка с грунтовкой. Состав: 150 г 10%-ного клеевого раствора, 900—1000 г купоросной грунтовки, просеянный мел. Приготовление: купоросную грунтовку смешивают с клеевым раствором, на полученном составе замешивают мел до получения однородной тестообразной массы.

Масляная шпатлевка. Состав: олифа натуральная 1 кг, сиккатив (жидкость для ускорения высыхания лакокрасочных материалов) 100 г, просеянный мел. Приготовление: олифу смешивают с сиккативом, в полученную жидкость добавляют мел и все тщательно перемешивают. Эта шпатлевка имеет повышенную прочность, но медленно сохнет. Ее применяют для подготовки полов, подоконников, оконных переплетов, наружных дверей и прочих поверхностей, подверженных действию влаги.

Полумасляная шпатлевка на оксоли. Состав: 1 кг олифы (оксоль), 50 г сиккатива, 20 г хозяйственного мыла, 200 г 10%-ного клеевого раствора, просеянный мел. Приготовление: мыло режут тонкой стружкой, кладут в горячий раствор клея и тщательно перемешивают. Можно также растворить мыло в небольшом количестве воды, влить в клеевой раствор и перемешать. Далее в мыльно-клеевой раствор вводят, помешивая, тонкой струей олифу и сиккатив. В полученную эмульсию добавляют мел и размешивают до получения однородной массы.

В заключение несколько советов общего для всех шпатлевок характера. Шпатлевка должна быть несколько жиже, чем подмазка, чтобы она лучше заполняла мелкие дефекты поверхности. Компоненты, на основе которых готовится шпатлевка, должны быть самого тонкого помола, чтобы на обрабатываемой поверхности не образовывались царапины. Шпатлевка нормальной густоты хорошо прилипает к шпателю и держится на вертикальной поверхности. Наносить ее следует ровным и тонким слоем — сначала толщиной 3-4 мм, а затем разгладить до толщины 1 мм, сильно нажимая на шпатель, который держат под некоторым углом к поверхности. После сплошной шпатлевки хорошо высушенную поверхность шлифуют пемзой или шкуркой. Хранить шпатлевку надо на небольшом металлическом противне или в невысоком деревянном ящике, накрыв мокрой тряпкой. Для высококачественной отделки дверей, подоконников и т.д. после подмазки, шпатлевки и зачистки поверхности следует снова загрунтовать и только потом приступать к окраске. При нанесении масляных красок каждый последующий слой кладут только после того, как полностью высохнет предыдущий.

      © www.mukhin.ru