НПО "Ладога" – производитель ЛКМ

+7-812-213-11-05

виды автомобильных грунтов

Какие бывают грунты для авто?
Виды автомобильных грунтов

Автомобильный грунт в кузовном ремонте используется непосредственно перед нанесением лакокрасочных покрытий. Этот базовый материал задействуют на подготовительном этапе малярных работ, чтобы предотвратить в дальнейшем развитие коррозии, повысить межслойную адгезию, создать защиту от проникновения влаги, физических и химических воздействий. На рынке автокосметики представлен огромный ассортимент грунтов разных по составу и назначению. Каждый из них выполняет определенные функции. Правильный выбор продукта зависит от характера проблемы и ожидаемого результата. Чтобы было проще определиться с покупкой, рассмотрим детальнее, какие бывают грунты для авто и с какими задачами они справляются.

Виды грунтов для покраски автомобиля

Происхождение слова грунт связано с немецким «Grund», что означает почва или основа. В автомобильном ремонте он играет роль фундамента, на котором базируются все последующие слои лакокрасочных покрытий. Условно грунты по металлу подразделяются на две большие группы: первичные (праймеры) и вторичные (филлеры).

В свою очередь первичные и вторичные составы подразделяются на такие основные виды грунтов для авто:

Главная функция первичных грунтов – создание защитной антикоррозионной пленки на металле, и обеспечение надежной адгезии лакокрасочного покрытия с поверхностью детали. Вторичные наполнители или филлеры применяют в тех случаях, когда помимо прочного сцепления и предотвращения ржавчины еще необходимо выровнять неидеальную поверхность ремонтируемого элемента. Они не предназначены для маскировки серьезных дефектов, но хорошо заполняют поры, риски, мелкие неровности, незначительные царапины. В результате получается однородная подложка под эмаль, за счет которой финишная краска равномерно ложится и дольше держится. Также в продаже можно встретить современные комбинированные грунты, сочетающие свойства праймера и филлера.

Особенности первичных грунтов для авто

Первичный грунт также называют травящим, антикоррозионным, адгезионным. Материал служит базовой подложкой. Его наносят тонким слоем непосредственно на голый металл, а также обрабатывают подготовленные участки, подверженные образованию ржавчины, чтобы воспрепятствовать образованию очагов. Первичные грунты по металлу обладают антикоррозионными свойствами и обеспечивают адгезию с поверхностью детали и последующими наносимыми материалами. Как правило, не требуют шлифовки. В эту группу входят кислотные и эпоксидные грунты для кузовного ремонта автомобиля. Рассмотрим свойства каждого из них подробнее.

Кислотный грунт для авто

Кислотный грунт еще называют реактивным, протравливающим, фосфатирующим. Смесь предназначена для первичной обработки кузова. Не перекрывает дефекты, сколы, трещины, царапины. Основной упор в применении на повышении адгезионных показателей. Состав базируется на основе ортофосфорной кислоты в комбинации с поливинилбутиралем, оксидом цинка, тиоксидом хрома, нитрата натрия. При нанесении компоненты вступают в химическую реакцию с поверхностью металла. В результате чего улучшается сцепление и образуется пленка, сдерживающая развитие коррозионных процессов.

Кислотные составы несовместимы с полиэфирными шпатлевками, также их нельзя наносить на старые лакокрасочные покрытия и на участки с выраженной ржавчиной. Ремонтируемая конструкция должна быть очищена от пыли, грязи, шпаклевки, краски, очагов коррозии, затем тщательно зашлифована абразивной бумагой и обезжирена. Далее можно наносить тонкий равномерный слой кислотного праймера толщиной не более 10 мкм. Сохнет буквально в течение 20-30 минут, не требует шлифовки, но грунт следует обязательно перекрыть акриловым наполнителем методом «мокрый по мокрому» и далее переходить к следующим этапам малярных работ по технологии.

Продукция выпускается в баллончиках и в виде двухкомпонентных грунтов в комплекте с активатором. В первом случае аэрозоль готов к распылению, остается встряхнуть баллон и равномерно распределить грунт по инструкции. Такой формат удобен для проведения экспресс ремонта в условиях гаража, также подойдет начинающим автолюбителям, которые не обладают специальными навыками. Для использования второго варианта потребуется краскопульт и сноровка.

Эпоксидный грунт для авто

Эпоксидные грунты также относятся к первичным типам праймеров. От предыдущего вида отличается принципом действия. Обладает выраженными антикоррозионными и адгезионными свойствами практически ко всем типам металлических поверхностей, может перекрыть микро царапины, незначительные неровности. Считается, что составы на основе эпоксидной смолы обеспечивают более надежную и долговременную защиту от коррозии. Наносить его можно на голый металл без следов ржавчины, зачищенное старое лакокрасочное покрытие, зашпаклеванные поверхности, в том числе полиэфирными материалами. Может выступать в качестве изолятора для старых проблемных покрытий.

По сравнению с кислотным праймером, эпоксидный грунт более универсальный. Именно благодаря совокупности качеств он пользуется популярностью среди профессиональных мастеров. В результате грунтования на поверхности образуется прочная водонепроницаемая пленка без пор, которая буквально консервирует поверхность, за счет чего не проникает влага. При ремонте детали не рекомендуется совмещать кислотный и эпоксидный грунт. Это нецелесообразно, поэтому выбирайте что-то одно, опираясь на свои цели и исходное состояние детали. Полное отверждение состава на основе эпоксидной смолы происходит достаточно медленно, точное время зависит от конкретной марки, толщины и количества нанесенных слоев. При отсутствии дефектов, загрунтованную кузовную панель можно покрасить эмалью не дожидаясь полной полимеризации. Если планируете устранять неровности шпатлевкой, то грунт наносится в один тонкий слой и по общим правилам шпаклевать можно примерно через 1-2 часа. При распылении эпоксидной смеси в два слоя рекомендуется наносить шпаклевку на следующий день. Что касается технологии нанесения необходимо всегда ориентироваться на указания в техническом паспорте. Порядок действий может отличаться в зависимости от состояния реставрируемого элемента и ожидаемого результата.

Назначение вторичных грунтов для авто

Филлеры дополняют первичные грунты и выполняют функцию заполнителя. Предназначены для выравнивания ремонтируемой панели после шлифовки, заполняют поры, перекрывают риски, мелкие кратеры, царапины, места переходов. В результате получается однородная подложка, которая после обработки абразивом готова под финишную покраску. В этом сегменте наиболее популярны двухкомпонентные акриловые грунты. Также доступны форматы аэрозолей в баллончиках. Кроме традиционных компонентов, производители часто усиливают состав антикоррозионными присадками. Продукт одновременно решает несколько задач: выравнивание, изоляция от агрессивных растворителей, обеспечение надежной сцепки материалов. При желании можно купить подходящий цвет. Акриловая грунт бывает белой, черной, серой, красной, желтой.

Автомобильные грунты-изоляторы несовместимых покрытий

Отличным изолятором является эпоксидный грунт, поскольку им можно обрабатывать старые ЛКМ. Но если нет уверенности в происхождении предшествующего покрытия, то во избежание конфликтов между слоями лучше использовать специальные грунты-изоляторы, их еще называют силерами. Бывают однокомпонентными и двухкомпонентными в наборе с отвердителем. После нанесения продукт запечатывает проблемную область, что исключает в дальнейшем появление пузырей, сколов, отслоек, оконтуривания и других проявлений несовместимости. Изоляторы хорошо ложатся, быстро сохнут, усиливают адгезию. Прозрачные силеры можно подкрасить, некоторые виды адаптированы под распыление «мокрый по мокрому». Всегда нужно обращать внимание на детальное описание характеристик на этикетке, поскольку нюансы применения могут отличаться в зависимости от торговой марки.

Грунты по пластику

Если настало время покрасить бампер, отделку салона, спойлеры, крылья, пороги и другие пластмассовые элементы автомобиля, то стоит покупать специальные адгезионные грунты по пластику. Праймер выполняет те же функции, что и грунт по металлу, только формула состава отличается и разработана специально для подготовки кузовной пластмассы к окрашиванию. Для создания прочного сцепления с лакокрасочным покрытием обычно достаточно одного тонкого слоя. При выборе грунта необходимо смотреть на маркировку в виде букв. Для обработки полипропилена на упаковке стоят отметки PP/EPDM, PPC, PPE, PPO. Условные обозначения стеклопластика маркируются GFK, BMC, SMC. Если подыскиваете универсальный грунт по пластику, обратите внимание на обозначения ABS, PA, PC, PVC, PRO, PUR. В ассортименте магазина представлены всевозможные форматы, которые подходят к большинству модифицированных пластиков, используемых в автомобилестроении: аэрозоли в баллонах, прозрачные и пигментированные смеси, однокомпонентные жидкости в банках.

Толстослойные автомобильные грунты High Build

Стандартные наполнители наносятся в 2-3 слоя, что позволяет добиться плотного покрытия общей толщиной 100-150 микрон. Такой прослойки хватает при проведении малярного ремонта кузова без явных дефектов, поэтому в большинстве случаев обходятся обычным грунтом-выравнивателем. Когда необходимо произвести капитальный ремонт, предполагающий серьезные восстановительные операции на большой детали можно прибегнуть к толстослойному типу, но при условии, что за дело возьмется опытный мастер, поскольку с таким грунтом нужно уметь правильно обращаться. Составы High Build позволяют добиться общей толщины 250-300 микрон, что по свойствам сопоставимо с жидкой шпатлевкой. По этой причине в технологической цепочке стадия с традиционным шпаклеванием полностью исключается, что экономит время.

Другие виды грунтов для автомобиля

Мы рассмотрели основные грунты, которые пользуются постоянным спросом и применяются в кузовном ремонте чаще всего. В большинстве случаев этого достаточно для выполнения качественной покраски кузова, остается только правильно нанести материал в соответствии с рекомендациями производителя.

Есть и другие разновидности. Например, при желании, можно купить специальный грунт, увеличивающий адгезию, если есть опасения, что имеющаяся смесь обеспечит недостаточное сцепление. Также в магазине есть отдельные категории алкидных смесей, преобразователей, реактивных жидкостей, грунтов по ржавчине, для подготовки пенопласта, для работы в технике «мокрым по мокрому». Существует интересная группа тонирующих грунтов. Такой материал можно колеровать и подкрашивать в нужный цвет. Подойдет тем, кто хочет ремонтируемую деталь максимально приблизить к заводскому цвету, чтобы в итоге после реставрации были незаметны манипуляции. Кроме этого цветные грунты позволяют сократить расход краски, повысить укрывистость и сделать менее заметными сколы, которые могут появиться в процессе эксплуатации машины.