Различие между набором цветных образцов (RAL) и цветовой системой (Munsell, NCS) такое же, как между произвольным набором слов и осмысленным текстом.
П.П. Новосельцев
Эта область науки о цвете тесно связана с практическим использованием цвета дизайнерами, так как ее предметом являются цвета воспринимаемые.
Все наборы цветов, с которыми сталкиваются колористы в любой области, по степени систематизации входящих в них цветов можно условно разделить на три большие группы:
атласы, цвета в которых выбраны и расположены в соответствии с определенной цветовой системой, типа системы восприятия цвета, такой как система Манселла, США, шведская естественная цветовая система (NCS), RAL дизайн-система (RDS), Германия. Цвета в атласе обычно представляют все реально воспроизводимое цветовое пространство. Количество цветов в них составляет порядка 1600-2000. Для представления цвета в атласах не имеет значения, с помощью каких пигментов или красителей воспроизводится данный цвет;
каталоги, картотеки, регистры, цветовые карты, цвета которых, по большей части, представляют традиционный или перспективный ассортимент определенного материала. В них цвета могут располагаться по цветовым группам в соответствии с их цветовым тоном, но между цветами нет определенной зависимости. В качестве примера можно привести широко используемые в лакокрасочной отрасли отечественную картотеку «Картотеку образцов (эталонов) цвета лакокрасочных материалов» и регистр цветов RAL, Германия, а также цветовые карты различных фирм, выпускающих материалы, типа «Capагоl», «Ivaston» и др. Количество цветов составляет от нескольких десятков до двух-трех сотен;
промежуточное положение между двумя первыми группами занимают наборы цветов типа каталогов фирмы РАNTONE, США (содержат от тысячи до трех тысяч цветов) или каталога «Моniсо1ог Nova», фирмы Тиккурила, Финляндия, (содержит 2024 цвета) и др., которые представляют собой высокоорганизованные системы смешения красок.
Наглядно и равномерно представить все цветовое многообразие цветов позволяют цветовые системы восприятия цвета.
Цветовые системы и цветовые пространства. Система расположения цветов, или просто цветовая система, позволяет однозначно выражать взаимосвязь между цветами. Она обеспечивает передачу информации о цвете (коммуникацию цвета) на расстоянии и во времени даже в тех случаях, когда физические образцы цвета отсутствуют либо их цвет претерпел изменения в процессе эксплуатации или старения. Технический комитет Международной организации по стандартизации ISO/TC 187 «Обозначения цвета» определил цветовую систему как «набор правил по расположению и обозначению цветов, которые устанавливают расположение цветов в пространстве в соответствии с их свойствами таким образом, что чем более схожи свойства цветов, тем ближе друг к другу они должны располагаться, а также метод обозначения местоположения цвета в последовательности цветов».
Цвет является трехмерной величиной. Эти три измерения являются основой системы. Они должны быть независимыми друг от друга, то есть каждая из них может изменяться, не меняя остальных. Набор характеристик определяет свое цветовое пространство – трехмерное пространство для геометрического представления цветов. Цветовое тело представляет часть цветового пространства, включающего все цвета отражающих и пропускающих цвет объектов в условиях данного освещения. Любая трехмерная система определяет цветовое пространство, и любое цветовое пространство позволяет расположить цвета по порядку. Различие состоит в том, что цветовая система, главным образом, определяется набором стандартных образцов цвета, в то время как цветовое пространство является концептуальным понятием. Цветовое пространство – графическое представление размерностей цвета. Оно может быть представлено в виде цилиндра, конуса, двойного конуса, сферы. Базовое цветовое пространство строится по трем цилиндрическим координатам: цветовой тон, насыщенность и светлота. На центральной вертикальной оси откладывается светлота, а на горизонтальной – насыщенность. Цветовому тону соответствует угол, под которым ось насыщенности отходит от оси светлоты.
Одна из геометрических моделей расположения цветов в соответствии с цветовым тоном, насыщенностью и светлотой
Всего было создано более 400 цветовых систем. Первой была описана система, разработанная Аристотелем приблизительно 350 лет до нашей эры. Она была неявно трехмерной, и в ней белый цвет располагался напротив черного цвета, однако красный размещался между ними, как бы представляя цвет неба между ночью и днем. Считают, что у Леонардо да Винчи имелись последовательности накрасок, в которых близкие цвета находились рядом друг с другом. Кругообразное расположение цветов, предложенное Ньютоном, послужило основой для дальнейшей систематизации цветовых тонов.
Последующие классические работы в области теории цвета таких ученых, как Мариотта (ХVII в.), Ломоносов (ХVIII в.), Юнг (ХVII-ХVIII вв.), Гельмгольц, Грассман и Максвелл (XIX в.) оказывали в той или иной степени влияние на выбор цветов и характер их практической систематизации. В опытах и предложениях систематики цветов сказывались представления о цвете художников и практиков-химиков. Более подробно о классификации цвета и различных цветовых системах.
Гравировщик по меди Ле Блон в 1730 г. попробовал практически использовать семичленный цветовой круг Ньютона, применив его основные цвета для печати.
Вскоре идея трех основных цветов начала широко внедряться в го практику. Дюфей в 1737 г. показал, как путем смешения красителей основных цветов: желтого, красного и синего – можно получить окраску тканей и пряжи различных смешанных цветов. Затем Тобиас Майер и Иоганн Ламберт открыли правила смешения 3-х цветов. Выдающийся математик Майер в 1745 г., исходя из теории трех цветов, приготовил сначала двойные, а затем тройные смеси из этих основных цветов, получив 33 двухкомпонентных и 55 трехкомпонентных смесей. Все эти смеси он изобразил в виде треугольника, в углах которого разместил три чистые цвета по сторонам треугольника – смеси из двух цветов, а внутри треугольника – смеси из трех цветов (всего 91 цвет). Кроме того, он составил целый ряд других треугольников, где было показано, как смешивать основные цвета с определенным добавлением белого или черного. Так он предполагал разместить все возможные цвета. Важная мысль, высказанная Майером, – это включение белого и черного в число основополагающих цветов. Значительный шаг вперед по сравнению с Майером сделал французский ученый Ламберт, построивший в 1772 г. трехгранную пирамиду, в которой он разместил 108 цветов. В качестве основных Ламберт использовал чистые пигменты желтого, красного и синего цвета. Пирамида состоит из восьми треугольников, расположенных на равных расстояниях один от другого. Количество цветов в каждом из этих треугольников составляет: 45 в треугольнике основания пирамиды, 28 во втором треугольнике снизу, 15 – в третьем, 10 – в четвертом, 6 – в пятом, 3 – в шестом, 1 – в седьмом. На восьмом треугольнике, расположенном у вершины пирамиды, находится белый пигмент.
Были предложены многочисленные идеи плоскостного и пространственного расположения цветов. К плоскостным решениям группирования цветов можно отнести разноцветные полосы, крути и диски, треугольники и производные фигуры, «звезды», “розы” и т.п., а к пространственным – шары, конусы, сферы и производные решения, пирамиды и производные решения, кубы, призмы. Многие системы можно было отнести к системам смешения красок.
Впоследствии были разработаны системы, называющиеся системами восприятия цвета.
Во всех приемлемых системах восприятия цвета, разработанных в прошлом веке, использовано всего одно трехмерное расположение цветов, включающее, правда, множество вариаций. Открытие такого расположения цветов приписывают Арону Зигфриду Форсиусу, шведскому ученому и теологу. В своей книге Physica (1611 г.) в разделе «О свете» он представил свой феноменологический анализ происхождения и взаимосвязи воспринимаемых цветов и трехмерную модель, иллюстрирующую его концепцию.
на рисунке трехмерная модель Форсиуса
Этот основной принцип размещения всего многообразия цветов в трехмерном пространстве в дальнейшем стал общепризнан. Его значимость подчеркивает тот факт, что другие исследователи впоследствии неоднократно и независимо повторили его открытие. Например, Филипп Отто Рунге предложил все многообразие цветов представлять не в виде цветового круга, а в виде шара (рис. 22), в котором чистые цвета располагались на экваторе. На оси, проходящей через центр, наверху находился белый, внизу черный цвет. Внутри шара располагались все остальные цвета с соответствующей примесью серого.
на рисунке «Цветовой глобус» Рунге
Одно из таких открытий было сделано А. Манселлом, и в результате вылилось в цветовую систему, носящую его имя.
В основе всех этих систем лежит модель цветового тела. Она представляют собой трехмерное тело, построенное на двух основных элементах: цветовой плоскости и пересекающей ее ахроматической оси (шкалы ахроматических цветов).
Вопрос состоит в том, какие цвета или цветовые тона выбраны в качестве основных, как они распределены по цветовом кругу, какая шкала ахроматических цветов используется и каковы градации насыщенности цвета.
На рисунке цветовой круг Шеврёля
Опять остро встает вопрос о цветовом круге. Это не просто решение теоретических вопросов, Этот вопрос связан с практической потребностью общества. В середине XIX века во Франции возросшие эстетические требования к продукции заставляли употреблять краски точно определенного цвета и оттенка. Этого можно было достигнуть только в том случае, если производство красок строго контролировать и ввести соответствующие цветовые стандарты. Несколько лет своей жизни Мишель Эжен Шеврёль посвятил изучению вопроса о цветовых стандартах. «Создание хроматического круга – это не пустая причуда, Оно продиктовано требованиями практики: хроматический круг надо ввести в качестве основного государственного стандарта. Точно так же как эталон длины – метр, как и другие эталоны хранятся в Палате мер и весов, так и эталон цветов должен храниться вместе с ними и служить для калибровки рабочих эталонов». Он создал цветовой круг.
Для этой цели он использовал три основных цвета – красный, желтый и синий, которые охарактеризовал точно определенными линиями Фраунгофера. Шеврёль расположил три основных цвета на одинаковом расстоянии друг от друга по кругу, а в каждом секторе между двумя цветами поместил по 23 цветовых оттенка, в которых количество одной краски постепенно уменьшалось, а другой – увеличивалось. Цвета в секторе между желтым и синим постепенно переходили от желтого к желто-зеленому. Сектор между ним и красным цветом давал все гаммы оттенков красного, фиолетового и лилового, сектор между красным и желтым – оранжевого. Как дополнение к хроматическому кругу, Шеврёль создал еще восемь других кругов, в которых первоначальные краски были нюансированы определенным процентом черного цвета.
на рисунке страницы «Руководства» Оствальда
Оствальд предложил цветовое тело в виде двойного конуса. Первоначально цветовой круг состоял из 100 цветов, впоследствии замененные 24, расположенными так, что дополнительные цвета находились напротив друг друга. Каждый цветовой тон имел 7 градаций насыщенности. Каждое сечение цветового пространства Оствальда представляло одну из 12 таблиц его Руководства, содержащую 48 цветов дополнительных цветовых тонов. Первый атлас содержал 2500 цветов, более поздние издания Руководства по гармонии цвета – 680 цветов.
Оствальд, как и Йоханнес Иттен, полагал, что гармоничное цветовое решение можно получить путем выбора цветов из его системы, используя геометрические или математические соотношения. Равные интервалы внутри цветового круга или двойного конуса обеспечивали гармоничные, с его точки зрения, сочетания. (Однако практики знают, что гармония зависит от целого ряда факторов – размеров площадей, занимаемых цветом, формы, самого объекта и т.д.). Его система в настоящее время практически не используется.
© www.studfile.net